Чем опасно использование "социальных шпионов" на сайте?
Андрей Судаков
11 марта 2016
Наиболее часто кликджекинг представляет собой прозрачные элементы на страницах сайтов, размещенные «вторым слоем» над кнопками, роликами, формами.
В некоторых случаях такие элементы сопровождают курсор в ожидании клика пользователя и приводят к совершению какого-либо целевого действия ничего не подозревающего пользователя.
При использовании кликджекинга злоумышленники запросто могут получить личные данные пользователей в социальных сетях. Представьте себе ситуацию — Вы находитесь на сайте, просматриваете интересующий вас товар, который хотели бы купить, и тут Вам звонит менеджер данной компании и предлагает купить именно этот товар. Кому это понравится? Во-первых, это навязывание товаров и услуг. Во-вторых, это просто не приятно, складывается впечатление, как будто за Вами следят или просто обманывают.
В конце декабря 2015 года командой Яндекс анонсировано внедрение алгоритма, понижающего в поисковой выдаче сайты, использующие кликджекинг. Тогда же даны подробные разъяснения, касающиеся механизма действия данного фильтра:
- алгоритм действует исходя из анализа данных о сайте, полученных в течение определенного временного интервала. Таким образом, алгоритм действует основываясь исключительно на актуальных данных, не используя устаревшие сведения, полученные 1-2 месяца назад;
- использование кликджекинга фиксируется только в случае установления факта его реального использования на сайте, таким образом, наказания стоит опасаться только после активации кода кликджекинга;
- понижение в поисковой выдаче касается только сайтов использующих кликджекинг, даже в тех случаях, когда владельцы не подозревают об использовании данной технологии. Сайты сторонних разработчиков предлагающих для размещения ресурсы со скрытно или открыто внедренными технологиями кликджекинга наказываться не будут.
В интернете на настоящий момент существует много сайтов, предлагающих различные сервисы, позволяющие распозновать профили социальных сетей, среди которых можно отметить следующие: soceffect.ru, socbox.ru, socfishing.ru, lptracker.ru, userclick.su, soc-spy.ru, leadvizit.ru, soctracker.com, sochunt.ru, soctraffic.ru, soctracker.ru, vk-tracker.ru. Это далеко не исчерпывающий перечень.
Если же у Вас появилась необходимость в размещении на сайте кода стороннего разработчика, но вы сомневаетесь в безопасности и не хотите попасть под фильтр Яндекса, необходимо обратить внимание на следующие сведения предоставляемые сомнительными сервисами о пользователях социальных сетей: идентификационные данные, номер телефона, а также любая другая информация о пользователе, не указанная на вашем сайте.
Кликджекинг можно рассматривать и с точки зрения административного правонарушения. Так, мнения юристов сводятся к тому, что сама по себе обработка телефонных номеров не нарушает законодательства о персональных данных, поскольку персональные данные должны относиться к определенному лицу. При этом телефонный номер в совокупности с именем (а тем более с фамилией), при условии что эти данные не были опубликованы общедоступным способом, например в социальных сетях, подпадает под определение «персональные данные». В этом случает юридическому лицу грозит привлечение к административной ответственности по ст. 13.11 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 5 000 до 10 000 рублей.
Кроме того, Рекламодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 14.3. КоАП РФ к штрафу в размере от 100 000 до 500 000 рублей за звонок Клиенту без его согласия, поскольку это прямое нарушение законодательства о рекламе.
Использования исключительно «белых» методов продвижения является принципом работы компании MAXITOP. По нашему мнению «агрессивный маркетинг» - это неоправданный риск, который не только приведет сайт под фильтр, но настроит против вас ваших же потенциальных клиентов — это факт.